Проект «Репка тут!» посвящен закупке овощей и фруктов, молока и мяса непосредственно у производителей этой продукции - домашних мини-фермеров. Исходя из своего опыта, я рассказываю, как правильно выбрать тот или иной овощ, ягоду или фрукту. Даю советы, как избежать обмана. Как правильно хранить неприготовленную еду, сохранив при этом её первоначальные качества. Читать подробнее...

Экипировка нашего дома для путешествий

Расскажу немного про экипировку нашего "паровоза". В качестве локомотива используем Opel Zafira B 2007 года выпуска. Пробег чуть больше 150 тысяч км. Объем двигателя 1,8 литра. КПП роботизированная механика на 5 педалей (педалей две). Мощность 140 л.с. Хорошо ли тянет? Без прицепа тянет очень хорошо как для семейного вэна :).

С прицепом разогнать по прямой - подольше, но тоже не вызывает вопросов. На трассе держу скорость 86-88 км/ч при помощи круиз-контроля, чтобы избегать штрафов. Это очень удобная скорость. Фуры идут именно с такой скоростью. Машина уверенно идет на четвертой скорости. На Перевал (в Крыму) заехали комфортно, с работающим кондиционером, фарами на третьей-четвертой скорости. Температура двигателя в штатном режиме (до 110 градусов). На серпантинах же, тяжело ей. Все чаще третья и даже вторая скорость.

С точки зрения пассажиров, семь посадочных мест (два из них в багажнике, раскладываются из пола), реально используем шесть мест. Половина багажника свободна. Плюс бокс Tule на 420 литров на крыше (родственники выручили в очередной раз - дали попользоваться) - очень удобная штука! Конечно, расход топлива с ним повыше, но зато можно взять стооолько барахла с собой!

Про прицеп

Вагон одноосный Dethleffs Camper RM5 (вот попробуй выговорить вслух название фирмы-производителя!). 1996 года выпуска. Имя ему так и не придумали. Были варианты, но “погонялово” не прилипло. Максимальная снаряженная масса вагона 1 300 кг. Итого, вместе с тягачом, получается 3 440 кг. То есть, до 3,5 тонн и в категорию “B” помещаемся. Это плюс данной комбинации. Длина самого вагона почти 7 метров. Высота 2,45 м., ширина 2,20 м.

Что в нем есть:

  • две разделяемые сдвижной дверью комнаты: детская и взрослая;
  • одна двуспальная кровать - это для нас, взрослых. Кровать трансформируется в столовую группу: стол меняет высоту, подушки раскладываются и служат спинками. За столом помещается вся наша семья. Я - во главе стола на раскладной табуретке;
  • три односпальных кровати: две внизу и одна вторым ярусом. Это для деток;
  • туалет встроенный в отдельной закрывающейся комнатке. Можно расслабиться, но осторожно -  все звуки слышны. Запахи уходят в вентиляционный люк. Все какахи собираются в капсулу, которую нужно иногда (раз в два-три дня) опорожнять. В капсулу заливается специально обученная химия, которая убирает запах и должна что-то расщеплять и разлагать. Однако, химия химией, а раз в два-три дня изволь опустошить, иначе запах становится сильнее желания посетить “домик-в-домике”;
  • мойка на кухонной группе из нержвейки, совмещена с трёхкомфорочной газовой плитой. У плиты есть защита от пропадания пламени - газконтроль;
  • мойка в туалете (пластиковая);
  • холодильник адсорбционный, литров на 50. Работает на газе, электричестве 220В или 12В. Для нашей семьи - слабоват. От 12В работает совсем слабо. От газа и 220В работает - более менее;
  • освещение светодиодное с диммерами (позволяют менять яркость света). Это доделал уже я сам;
  • газовый отопитель с раздувом горячего воздуха по салону. По своему опыту скажу, что отопление эффективно до -10 примерно. Если холоднее, то газа расходуется много (где-то один 27-литровый баллон в сутки) и целесообразность отопления плохо утепленного каравана исчезает. Для более холодного климата нужно покупать более утепленные караваны;
  • люки потолочные: три штуки. Один маленький в туалете и по большому в каждой из комнат;
  • окна. Много окон. Итого 7 штук! Все открываются, все имеют москитные сетки, шторы-роллеты. Занавески мы сняли для стирки и без них нам понравилось больше - решили не вешать;
  • антресоли, полки, гардероб, рундуки - все это для хранения вещей, продуктов, утвари. Очень много разных ниш и шкафчиков. Часть из них находится высоко, под потолком и нагружать их во время движения не рекомендуется - центр тяжести должен быть как можно ниже. Что-то легкое положить конечно же можно.
  • бак для воды на 40 л., из которого через маленький электрический насос, вода подается в раковины (в кухне и в ванной) и на смыв туалета;
  • два газовых баллона (один приехал с вагоном, родной, немецкий, второй докупил тут, белорусский), от которых питается холодильник, газовая плита и отопитель. Одного баллона нам хватало где-то на месяц летнего отдыха. Это приготовление пищи и работа холодильника;

Дополнительно добавил:

  • купил гибкую солнечную батарею на 200 ватт. Наклеил её на крышу;
  • контроллер солнечной батареи;
  • аккумулятор 12В LiFePo4 (литий железо фосфатный) на 55А.ч.;
  • переделал раздув горячего воздуха с газовой печки с 220В на 12В.

Чего еще нет, но очень хочется:

  • под душ есть душевой поддон, но самого душа нет. Надо сделать!
  • бойлер для подогрева воды. Собственно, хочется иметь второй водяной контур для горячей воды. По факту есть лишь один контур для подачи воды. Пока останавливает дороговизна бойлера ~ 600 евро за новый или 350 за бу. Летом без него вполне можно обходиться. В качестве душа - два 15-литровых виниловых черных мешка. За световой день нагреваются прилично. Хватает, чтобы перед сном выкупать троих детей и двоих взрослых. По-скромному, конечно: намочили, намылили, смыли. Малыша купали днем;
  • мувер. Это такое устройство, позволяющее с пульта двигать прицеп на малой скорости. Представляет он из себя два моторчика (по одному на каждое колесо прицепа), которые через понижающий редуктор могут вращать колеса прицепа, двигая его с маленькой скоростью. Мувер помогает точно и без лишних усилий ставить прицеп, куда угодно. Маневрировать, закатывать на возвышенность, катить по кочкам. С виду - вроде как редко в использовании вещь, но на практике, существенно облегчает жизнь. Особенно, если что-то вдруг болит после активного отдыха;
  • стиральная машина. Стирки много. Маленькую пластиковую 300-ваттную стиралку с отжимом вполне бюджетно можно купить;
  • автомобильный компрессорный холодильник, работающий от 12В. Здесь немного подробнее. В прицепе уже есть встроенный адсобционный холодильник. Он может работать от газа, электричества 220В или 12В. Одним словом, всего, что может давать тепло с высокой температурой. Однако, у него крайне низкая эффективность. Еду охлаждает медленно. Если продуктов много и они периодически вынимаются и подкладываются, то температура в холодильнике ползет вверх. Так как холодильник создает разность температуры с окружающей средой порядка 20-25 градусов, то в сильную жару он охлаждает плохо. В нашей практике были случаи, когда молоко скисало, а мясо приходилось выбрасывать - протухало. Чтобы улучшить работу холодильника есть несколько уловок. Самая простая из них - снять вентиляционные решетки. При этом, через вентиляционные отверстия проходит больше воздуха и радиатор холодильника охлаждается лучше. Следующее улучшение - добавить принудительную вентиляцию. Делается это двумя 12см компьютерными вентиляторами на 12В. Это существенно поднимают эффективность холодильника. Даже в сильную жару, например, при +32 градусах, в холодильнике будет порядка 8 градусов. Уже сносно.
    Компрессорный холодильник гораздо эффективнее и экономичнее. Так, потребляет он примерно 40 ватт электрической мощности и может сравнительно быстро охладить/заморозить до -18 градусов. Адсорбционный же потребляет порядка 120 ватт, ему нужно около суток, чтобы разогнаться и набрать температуру около нуля (при внешней температуре 20 градусов). Компрессорный холодильник можно питать только от электричества. Адсорбционный, повторюсь, может работать от газа. Холодильник нужен не столько в прицепе, сколько в машине уже потому, что продукты нужно довезти от магазина до домика. По нашей практике, везти продукты приходится и два часа. Словом, автомобильный компрессорный холодильник - необходимая вещь для большой семьи на летнем отдыхе. От моего супер-пупер аккумулятора такой холодильник может работать несколько суток. Цена - от 450 и до 800 евро за новый.
  • Стол раскладной, лёгкий. Все же принимать пищу лучше вне домика. Тогда убирать внутри можно в два раза реже. Не дважды в день, а один раз ;). Будет стол, тогда и стулья пригодятся.

Расскажу немного про то, что мы брали с собой, что реально пригодилось, а что осталось нетронутым. Пожалуй, начну с наиболее полезных вещей:

  • плавки (как ни странно, да?). На самом деле, сюда же стоит отнести и постельное бельё, полотенца, покрывала, ...;
  • кроксы. Это был наш первый опыт активной эксплуатации кроксов. Они выжили! Даже у детей. Даже у самых любопытных. Ноги не потели, не скользили, практично и удобно! Рекомендую!
  • мультиварка на 5 литров. Помогала там, где было электричество. А было оно в кемпинге “В гостях у Джокера“. От солнечных батарей запитать её пока не удалось. Нынешняя система выдает мощность порядка 300-350 ватт. А мультиварка имеет мощность 850 ватт. Плюсов у мультиварки несколько:
    • не выделяет (ну или практически не выделяет) тепла в окружающую среду (пар не в счет, его можно отвести наружу каким-нибудь примитивным воздуховодом). Особо актуально в жару. Если при +32 градусах готовить еду на газовой плите, то домик станет крайне некомфортным: жара, запахи, опасность обжечься для особо любопытных. В ветренную погоду приходится закрывать дверь, чтобы газ не задувало;
    • можно запрограммировать приготовление блюда и уйти гулять, загорать, купаться. По возвращению, будет готово то, что ожидалось;
    • можно запрограммировать с отсрочкой старта с вечера и утром проснуться от мужского голоса “программа завершена, включен подогрев“ (мультиварка говорящая);меньше запахов и разбрызгивания готовящейся еды.

      Минус в том, что нужна большая мощность электричества (850 ватт). Вполне реально нарастить солнечные батареи и аккумуляторы, но это дорого. Думаю, + 1 500 долларов и можно организовать использование мультиварки. Но пока миримся с этим недостатком. Есть мультиварки мощностью 300 ватт, но у них объем 1,5 литра :).
  • блендер. Им мы приготовили (перетерли с сазаром) много варенья малинового и смородинового;
  • летний душ: как я уже писал, два виниловых черных пакета по 15 литров. Использовали практически каждый день;
  • ноутбуки, оборудование для интернета. Без этого никак, мы же фрилансеры. Этому хотелось бы посветить отдельную статью, а пока кратко. Для WiFi использую Alfa AWUS NHV с внешней антенной 10dB на магните. Адаптер долго выбирал и сравнивал. Очень нравится его дальнобойность и чувствительность. Для взлома аудита безопасности беспроводных сетей исползую Alfa AWUS36NH. Чувствительность средняя, но зато можно делать всё, что нужно. Первая имеет драйвера под MacOS (оба ноута MacBook Pro разных годов). Второй пользуюсь из-под Ubunta на RaspberryPi 2. RaspberryPi управляется через консоль с ноутбука.
    Если нет WiFi, использую GSM-модем. Был у меня Huawei e1550, но этой осенью был отложен в сторону и вместо него куплен Huawei E8372. Новый очень нравится. Хорошо держит связь, отсутствуют обрывы, по сравнению с предыдущим модемом. Все это железо питается через неродные 12В блоки питания для MacBook Pro, купленные на Aliexpress.
  • Раскладная детская кровать-манеж + матрас из детской кровати. Очень удобная вещь. Складывается в компактную сумку. Икеевский матрас для стандартной детской кровати можно скрутить в рулон и зафиксировать. Сшили для кровати маскитную сетку. Малыш комфортно отдыхал в раскладной кровати. На ночь она оставалась под навесом Сюда же добавлю детский складной шезлонг. В нем удобно было кормить и развлекать малыша. Пластиковая ванна для водных процедур.
  • Коляска Inglesina Sofia - отдельным пунктом. Очень комфортная для малыша и практичная для... подвоза пресной воды. Большая люлька легко снимается и на шасси можно поставить канистру на 20 литров, плюс четыре-пять пятилитровых бутылки или бурдюк для летнего душа. За раз можно привезти 45-50 литров воды. Очень жаль, но этой зимой нашу коляску похитили из подъезда. Мы скучаем по ней. Теперь придется что-то мастерить для подвоза воды.

Что не пригодилось:

  • стулья раскладные. Постоянно пользовались столовой группой. Да, неудобно, что нужно кровать складывать каждое утро. Зато бельё чище;
  • в следующий раз, скорее всего возьму только один баллон с газом + маленький на 5 литров для подстраховки;
  • детский стул. Использовался редко. Занимал очень много места;
  • лестница алюминиевая, длиною 2,5 м. Использовалась для контроля состояния солнечной батареи на крыше. Контроль пригодился - пришлось заклеивать порвавшийся алюминиевый скотч на шве герметика солнечной батареи;

Мне часто задают вопрос, как возможно находиться в жару внутри этой коробки. Типа, пластик выделяет при нагревании всякие вредные вещества.

  1. коробка белого цвета. Она отражает солнечную энергию и нагревается меньше, чем что-то темного цвета;
  2. стены коробки непростые. Снаружи лист рифленого алюминия, внутри изоляция вспененным пенополистиролом (в протонародьи - пенопласт), со стороны помещения, деревянная фанера. Такое строение позволяет использовать домик в осенне-весенний период (когда уже холодает) и летом (когда достаточно жарко);
  3. в домике есть окна. Повторюсь, семь(!) окон. Ими можно гибко управлять климатом. С той стороны, где светит солнце, можно закрыть окно и опустить роллет. Роллет фольгированный и отражает солнечную энергию. Там, где тень, окна можно открыть так, чтобы сквозь домик гулял легкий сквознячок. Есть еще люки, которые постоянно открыты. Поэтому даже в жару внутри находиться комфортнее, чем просто в тени;
  4. в заключении, в домике я не нашел таких пластиков, которые могли бы выделять вредные вещества при температуре эксплуатации. Да, при горении, скорее всего все это будет жутко ядовито вонять. Я не думаю, что немцы для себя делали ядовидое решение. Кроме того, домику уже более 20 лет. За это время все, что могло выветриться, уже выветрилось.

На караванерских форумах много разговоров про кондиционеры. Нужно ли ставить, какой мощности ставить, куда ставить, какой ставить. Безусловно, это полезная вещь. Но для себя мы решили отказаться от него. За наше длинное летнее путешествие случилось от силы три дня, когда было реально тяжело без кондиционера: высокая влажность и жарко. Остальные дни были терпимы. Для меня реальный минус у кондиционера - большая электрическая мощность. Хотя уже появляются автомобильные кондиционеры с питанием от 12В или 24В и электрической мощностью порядка 450 ватт. Но их охлаждающая способность мала для нашего большого вагона. Полноценные кондиционеры работают от 220В. И мощность у них больше киловатта. Охлаждать слабоутепленную избушку нерационально. Ну и цена порядка тысячи долларов и больше останавливает.

 

Добавить комментарий

x

Статья оказалась полезной?

Поделитесь в любимой сети:
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.